Картины Олейниковых. Возвращение

09:05
Картины Олейниковых. Возвращение

После продолжительного перерыва поклонники таланта Олейниковых смогли вновь увидеть несколько десятков полотен их незабываемых работ.

 Признаться, ни я, ни многие мои знакомые не верили в то, что большинство картин, особенно Надежды Григорьевны, будут найдены и вновь предстанут перед соликамскими ценителями живописи. О загадочном исчезновении работ художников, их творческом пути, истории появления Дома-музея в 1984 году наша газета подробно писала дважды.

Для несведущих напоминю, что перед тем, как Дом-музей выставили на торги, соликамская калийная компания «Сильвинит» выкупила все работы Олейниковых у правопреемницы Л. М. Сенниковой (на то время Семёна Ивановича и Надежды Григорьевны уже не было в живых – авт.). Составили каталог картин, которые по договору передали на хранение в районную администрацию. Если уточнить, то находились они в здании Родниковской художественной школы.

Но по документам и личным заверениям ответственных за хранение картин, полотна Н.Г. Олейниковой отсутствовали. В каталоге перечислялось около 500 работ только Семёна Ивановича.

Без чудес, видимо, не бывает. Всё-таки в конечном результате несколько десятков работ Надежды Григорьевны были обнаружены в той же художественной школе.  На выставке посетители смогли наслаждаться картинами «Ива над Дзыдовкой» (1977 год), «На рыбалке» (1987 год), «Одиночество» (1984 год), «Сломанная берёза» (1958 год), «Первые подснежники» (1987 год) и другими.

Хотелось бы напомнить об одном факте из её жизни. Как признавалась сама Надежда Григорьевна, она не любила фотографироваться, поэтому нередко в работе над картинами использовала приём автопортрета.

— Художница работала, всецело полагаясь на память, интуицию, чувство цвета у неё было удивительное, врождённое, — отмечала искусствовед Валентина Пономаренко в одной из рецензий. – Картины, созданные цветной кистью по полотну, каждый стежок, как мазок, как штрих.

Есть на выставке и незаконченная работа Надежды Григорьевны «Врата вечности», датированная 1992 годом.

-Почему я пришла к этой теме? – пыталась как-то объяснить она людям. – В последнее время хотела вернуться к теме веры. Без неё человек – ничто. Жаль, что мы уничтожили её. Я начала работать над «Вратами вечности», хотела сделать несколько икон, лишь бы здоровье вернулось…» Но мечта не сбылась – 15 октября 1993 года она ушла из жизни.

А вот как охарактеризовала Валентина Петровна необычную технику создания картин Семёном Ивановичем: «Суть её состоит в том, что разноцветное стекло, различные минералы и дроблёный камень наносятся на деревоплиту при помощи специальных смол. В течение 3-х лет он составлял цветной каталог минералов. Художественный вкус и природное чутьё помогли ему добиться разнообразной фактуры, придающей особую выразительность его картинам».

Высказывания искусствоведа в полной мере подтверждают представленные на выставке работы: «Зимний пейзаж» (1960 год), «Закат на Берёзовке» (1998 год). Семён Иванович любил создавать целые серии картин. Например, пейзажный цикл «Бабиновская дорога». Здесь же расположились портреты, натюрморты.

— Всего, по некоторым источникам, — рассказывала собравшимся организатор выставки Елена Сабирова, — в течение своей жизни Семён Иванович создал более одной тысячи работ (сегодня в наличии 500 картин авт.), на счету Надежды Григорьевны – 60 полотен (обнаружено 48-авт.). Если сказать честно, то было приятно заниматься подготовкой к этой выставке, погрузиться в творчество таких интересных и самобытных художников. Сама я раньше никогда не видела этих картин. Естественно, были сложности во время подготовки к выставке. Благодаря моим друзьям проведён отбор необходимых картин, с их помощью приведены в порядок рамы, найдены дополнительные экспонаты. Мои добровольные помощники помогли грамотно и красиво разместить на стенах полотна. Это уже третья выставка, проведённая в бывшем Доме-музее. Чуть раньше здесь выставлялись работы местных художников Вадима Вышинского иЕлены Бикмурзиной.

— С семьёй Олейниковых я был знаком давно, — говорит Вадим Леонидович, — их творчество меня всегда увлекало. Особенно мне нравились картины-вышивки Надежды Григорьевны. Сегодня все мы видим лишь маленькую часть того, что создали за свою жизнь народные художники Олейниковы. И очень символично, что эта выставка проводится именно в бывшем Доме-музее, когда-то носившем их фамилию.

В этом же зале разместились ещё конкурсные работы учащихся «Мир глазами художников-детей». Ребята, занимающиеся в специализированных школах, центрах и кружках, выполнили копии многих работ Олейниковых.

…Как и все посетители выставки, долго всматривался в знакомые полотна, потому что неоднократно видел их и в 70-е, и в 80-е, и даже в июне 2006 года, когда после продолжительного перерыва вновь открывался Дом-музей народных художников. Замечаю, и не только я один, потускневший цвет картин Н.Г.Олейниковой. Безусловно, сказались те условия, в которых находились все эти годы полотна. Главными врагами их были пыль, влага и свет.

В прошлую пятницу, на выставке, невольно вспоминались кадры из художественного фильма «Возвращение святого Луки». Конечно, прямую аналогию в данном случае невозможно провести, это будет даже некорректно, но чисто символически допустимо.

Очень хочется сделать так, чтобы соликамцы были уверены – картины Олейниковых, хоть и не в полном объёме, но поистине стали народным достоянием, хранятся они в нормальных условиях, отреставрированы, и в любое время могут предстать во всём своём величии перед каждым желающим прикоснуться к миру искусства. Осталось за малым – воплотить всё это в реальность.

Юрий НИКОЛАЕВ.

Фото Виктора Брандмана, Натальи Ковалёвой, Нины Мынка.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Голосование

Довольны ли Вы своим местом работы?

Наши проекты

Выставка собак "Город ДОГ" и дресс-шоу "Лучший напарник"
Выставка кошек "Город КИС"
Голос город Соликамск