Узор её жизни
Есть города и страны, куда хочется возвращаться вновь и вновь, и есть люди, обладающие похожим магнетизмом: с ними хочется встречаться, разговаривать, обсуждать дела житейские, смеяться, их приятно слушать и у них учиться. Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ЦРТДиЮ «Звёздный» Ирина Марченко относится к категории именно таких людей. И хотя наша с ней встреча имела формальный повод: на днях исполняется 30 лет кружку художественной вышивки, беседа с Ириной Викторовной оказалась лишена каких-либо условностей.
Мы встретились в кабинете, где три десятка лет назад она впервые стала обучать детей премудростям вышивания. На столе – различные инструменты и материалы для рукоделия: пяльцы, нитки, иголки, рисунки – вероятно, образцы для будущих работ, на стендах – результаты кропотливого детского труда, которые впечатляют своей сложностью и красотой.
– Это вышито гладью, — заметив мой любопытный взгляд, объясняет Ирина Викторовна, и тут же погружает в теорию. – Гладь бывает цветная двусторонняя, верхошовная, художественная и белая. Первая шьётся вкруговую, а у второй стежки только на лицевой стороне. Цветная двусторонняя вышивается в две нити, а художественная в одну, нитями нескольких оттенков с плавными переходами. Вот как на этой картине.
Ирина Викторовна демонстрирует красивейший букет из маков.
Наблюдая, с какой любовью мастерица рассказывает о своём деле, трудно представить, что когда-то она могла бы выбрать другой профессиональный путь.
– После десяти классов школы № 4 я поступила в известную школу золотошвей г. Торжка Тверской области, — вспоминает события давно минувших дней Ирина Викторовна. – Диплом получила с отличием. Тогда активно готовили кадры для Торжокской золотошвейной фабрики, мне предлагали остаться, но я не увидела в этом городе перспектив и вернулась обратно в Соликамск. Для родного города моя профессия оказалась достаточно редкой и одно время я даже не знала, куда приложить свои знания и умения. Устроилась воспитателем в детский сад № 44, где моим первым наставником стала Евдокия Петровна Чуева.
Работая в садике, решила, что нужно продолжить свое образование и поступила… в горно-химический техникум, выучившись на горного электромеханика. Предлагали должность мастера смены на СКРУ-3, но я отказалась. Словно чувствовала, что моё главное предназначение ещё впереди…
Так вот, в детском саду моей воспитанницей была девочка Юля Пантелеева, я хорошо общалась с её мамой – Викторией. И как-то раз она спрашивает меня: «Ирина Викторовна, вы же вышивальщица? Через дорогу скоро откроется Дом пионеров – вам можно кружок вести…» Я долго не раздумывала, согласилась. Так, 8 февраля 1988 года открылся мой кружок «Художественная вышивка», я сама разработала программу «Возрождение забытых ремёсел», в основу которой легли знания, полученные в Торжокской профтехшколе.
Изначально вела четыре группы по 15 человек! Дети занимались стабильно, делали всё основательно, никуда не торопились, обязательно доводили начатое до конца. Интерес к вышивке был огромный, на выставках мест не хватало для детских работ! Сегодня, конечно, ситуация изменилась. Детей стало меньше, да и загружены они очень, многое сделать просто не успевают. Хотя требования к качеству вышиваемых изделий по-прежнему остаётся высоким.
Считается, что занятия вышивкой устарело, тем не менее, интерес к этому виду творчества сегодня есть и у детей, и у взрослых! Вышивание – вечное искусство и в былые времена это умение являлось обязательным практически для каждой женщины, не зависимо от социального статуса.
Сегодня именно ручная вышивка может быть очень полезна в насыщенном ритме жизни, это занятие сродни медитации, оно расслабляет и успокаивает, вырабатывает терпение и помогает сосредоточиться. У детей вышивание развивает мелкую моторику рук, воображение и творческие способности.
Очень важно сформировать навык у ребёнка. Они, порой забудут, как шов называется, а потом говорят: «Ирина Викторовна, вспомнили! Руки сами шьют!». Детям я стараюсь передать всё, чему меня научили в своё время, делюсь секретами. Но не в смысле, что их никому рассказывать нельзя, а чтобы их знать и применить потом в жизни. И надеюсь, что кто-то из моих учениц продолжит передавать полученный социальный опыт, чтобы не прерывалась волшебная нить поколений…
Рассказывать о своём любимом искусстве Ирина Викторовна может бесконечно. Слушаешь её и возникает ощущение, что её жизненный узор лёгкий и ажурный, вышитый исключительно гладью… Но нет, после откровенной беседы оказывается, что и «крестиков» в её судьбе было тоже достаточно, и жизненные нити, порой, сплетались так, что попробуй, распутай. Но всё это не мешает ей радоваться бытию и жить с добром в сердце. «В чём секрет такого отношения к жизни?» — продолжаю интересоваться
– Я веду активный образ жизни, люблю свою семью, стараюсь никогда никого не осуждать, не завидовать и не злиться. Кто как может, тот так и живёт. Часто повторяю одну известную истину, для меня это своеобразный «узелок на память»: «Прежде, чем судить человека, надень его обувь и пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его пути, почувствуй его боль. И только после этого расскажи ему, как нужно жить…»
Врезка: Творческая работа с детьми, немыслима без специальных педагогических знаний. Их Ирина Викторовна получила в СГПИ, который с отличием закончила в 2011 году.
Валентина БАС.
Фото автора и из личного архива И. Марченко