Сказочная встреча с детством
В прошедшую субботу, 14 декабря, в соликамском художественном салоне «Гамма» состоялась встреча с народным мастером Прикамья, почётным волонтёром по развитию и сохранению народной культуры Андреем Чаплинским.
Он – один из многих творчески одарённых соликамцев, которые хранят дух и традиции русского быта, народного творчества и культуры.
Встреча состоялась в предновогодний день, можно сказать, уже сказочный. А потому тема детства оказалась вполне уместна – игрушка.
– Все мы родом из детства, – процитировал слова Экзюпери из «Маленького принца» Андрей Чаплинский в начале разговора с гостями салона.
Как считает мастер, истоки его творчества лежат именно в детстве. Сегодня он досконально знает технологию плетения из корня, бересты, травы, резьбы по дереву, ткачества. И, конечно же, традиционной народной игрушки.
– Мои работы касаются игрушек дореволюционного и советского периодов, – рассказывает он. – Я делаю простые и механические игрушки: коней, уток, птиц, медведей и так далее.
К примеру, у него есть игрушка, как птичка клюёт зёрнышки. Казалось бы, деревянная, выполненная из кедра, в «механике» она оживает…»
Андрей Владимирович тщательно изучает историю игрушки. Он выяснил, что одна из древних игрушек, которая бытует на русском севере, – кукла-панка, изготовленная из цельного куска дерева.
– Вообще наши предки делили куклы на три вида, – рассказывает Андрей Владимирович. – Игровые, обрядовые и обереговые.
Оказывается, в куклу-панку древние славяне закладывали смысл мироздания: нижний мир – нави, средний – яви и верхний – прави.
Эти работы назывались топорщиной, потому что делались топором.
– Для гармоничного развития ребёнку на разных этапах необходимы всего три игрушки – волчок, ванька-встанька и матрёшка, — считает мастер.
Как рассказал Андрей Владимирович, самым распространённым материалом для игрушки в древние времена были дерево, береста и глина. Когда ребёнок рождался, одной из первых игрушек у него был деревянный «грызунок», изготавливаемый из липы – для девочек и кедра – для мальчиков.
Параллельно изготавливались всевозможные погремушки – шаркунки, сплетённые из бересты, а внутри – фасоль, бобы или горох, которые издавали натуральные звуки. Изготавливали игрушки – шарики из бересты бытовали в Верхнекамье.
Когда малыш подрастал, ему давали движущиеся игрушки, качалки. Как вариант, конь-ползунок, который ребёнок мог толкать перед собой и передвигать. Есть игрушки, когда малыш начинал ходить – каталки. Это могли быть конь, птица и т.д.
– Наши предки постепенно давали ребёнку ту или иную игрушку, – утверждает Андрей Чаплинский.
Он подробно остановился на конниках, птицах и утке – основных образах народного творчества. На встрече речь шла и об интерьерной игрушке, как современном виде, появившемся в настоящее время.
Занимаясь изыскательской работой и изучая игрушки русского севера, мастер много общается с мастерами и выезжает в экспедиции по деревням Верхнекамья, собирая материалы о жизни русской деревни. А ремеслом делится со всеми желающими.
Изданы два его авторских сборника частушек «Частушки от Андрюшки», книга «Народные игры Прикамья». Его многочисленные регалии – лишь подтверждение его неиссякаемой любви к народному творчеству.
Почётное звание «Народный мастер Пермского края» присвоено в соответствии с распоряжением правительства Пермского края в 2011 году, как отмечалось, за большой личный вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов и ремёсел, высокий художественный уровень изделий, творческую индивидуальность и самобытность, активную деятельность по пропаганде народного творчества и обеспечение преемственности ремесленных традиций.
Каждую игрушку участники встречи бережно держали в руках, ощущая тепло и запах древесины. И при этом испытывая гамму положительных эмоций. Все эти изделия народного мастера пополнили ассортимент художественного салона. Так что встретиться с детством – вполне реально.