Чтобы на душу легло…
В Соликамской епархии возрождается искусство золотного шитья. Техникой вышивки металлическими позолоченными (золотными) нитями профессионально владеет Елена Трофименко. Её работы расходятся по всему миру.
Безусловно, этот вид искусства некогда существовал в нашем городе. Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, и образованный Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь исключением не был. Но вот уже более сотни лет здесь о нём лишь иногда вспоминали.
Четыре года в Соликамске создаёт свои шедевры Елена Трофименко, оставаясь единственным мастером, кто сегодня занимается этим видом искусства профессионально.
– При создании изделий золотошвейками используются, преимущественно, натуральные ткани, шёлковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг и другие, — показывая готовые изделия, комментирует Елена. – Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего — это шов «вприкреп» (мягкий и счётный), литой и литой шов с расколом, двойной сложный шов, «бабий», «гусем», «волнистый», «корзиночка», «по шнуру» и так далее.
Церковная вышивка – не только ремесло, но и особый вид искусства, требующий от специалиста хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. Вышивальщица должна владеть не только навыками золотного и лицевого шитья, но также понимать место вещи в храме, богослужении.
Безусловно, всем этим сполна обладает наша мастерица. Ведь данным видом искусства она профессионально занимается 12 лет, ну а в сумме с ручной вышивкой – почти два десятка.
– Просто тянет к творчеству, – искренне ответила она на вопрос, касающийся источника стремления овладеть старинным искусством.
По словам Елены, всё началось с детских кружков, где научили её вышивать крестиком и гладью. А потом профессиональное мастерство она постигала в специализированной школе.
– Мама моя не вышивала, – говорит она. – Меня научила вязать и вышивать старшая сестра. Многое переняла от бабушки, которая мастерски вышивала скатёрки, покрывала, подушки, занавески. Думаю, что оттуда появилась тяга к искусству вышивания.
Позже Елена поступила на отделение лицевого шитья иконописной школы Московской духовной академии, что находится в Сергиево-Троицкой лавре. Заметим, лицевое и золотошвейное шитьё имеют отличия, но, как утверждает моя собеседница, друг без друга не могут.
Так совпало, что к окончанию её обучения в духовной академии, в Троице-Сергиевской лавре завершился ремонт золотошвейной мастерской. Для работы в ней набирали мастеров. Елена, не задумываясь, пошла туда.
– Но первоначально пришлось заниматься её обустройством, — с улыбкой вспоминает Елена. – Но потихоньку процесс наладился.
В этой мастерской она проработала восемь лет. Сегодня мастерица в совершенстве владеет не только ручной, но и машинной вышивкой. По её мнению, машинная вышивка от ручной не особо отличается по качеству. Различны техника и визуальный вид.
– Когда к нам приходили в мастерскую и видели ручную вышивку, говорили: «Как на машине», – улыбается она. – На самом деле при ручной работе мы пытаемся сделать ровные грани, чтоб они были более чёткими. А на машине – подрезать, чуточку исказить, чтобы вышивка выглядела живой, красивой, а не имела строго очерченную форму геометрических фигур. Таким образом, работы приобретают реальный вид. И это, безусловно, на душу ложится!..
– Что главное в работе золотошвеи? – спрашиваю у своей собеседницы.
– Терпение, внимательность, усидчивость и, конечно, молитва, – не задумываясь, отвечает Елена. Заказы к ней поступают со всей России: из Якутии, Хабаровска, Тулы, Ростова и т.д. Её работы есть в Италии, Израиле, Бари, Германии и других странах. По её словам, заказчиком, в основном, являются религиозные организации. И это естественно, ведь много веков золотошвеи трудились над убранством русских храмов. Но не только…
Среди прочего Елена вышивает шевроны: совсем недавно, к примеру, для сотрудников службы МЧС. Нередко её просят провести мастер-класс. Так что и в Соликамске появляется интерес к этому виду древнего искусства, которое до настоящего дня остаётся уникальным и трудоёмким мастерством.
Есть у Елены Трофименко ещё хобби, что называется, для себя – изготовление изделий из эпоксидной смолы.
– Со временем я это сделаю, уже все необходимые материалы подготовлены, – уверенно говорит она. – Но вышивку не оставлю. Это красиво, долговечно. А самое главное – настоящее искусство, в которое вкладывают всю душу…