В ЗАЩИТУ МЕСТНОЙ ПОВЕСТКИ

08:00
В ЗАЩИТУ МЕСТНОЙ ПОВЕСТКИ

 

Депутат Законодательного Собрания Пермского края Дмитрий Кожанов — об итогах ноябрьской пленарной недели

  На прошлой неделе в краевом парламенте было жарко. Ведь шла подготовка к последнему в уходящем году пленарному заседанию. Уже далеко не первый год оно проходит в конце ноября, поскольку нужно в срочном порядке утвердить параметры краевого бюджета, дать окончательные цифры по субсидиям и субвенциям для муниципалитетов, чтобы они успели до середины декабря утвердить уже свои, местные бюджеты. Именно поэтому сначала краевые депутаты работали в профильных комитетах, обсуждая законопроекты и внося свои предложения, а в четверг, 24 ноября, состоялось само пленарное заседание. Как оно проходило? Какие вопросы были значимыми? Какие законы были приняты и для чего? Об этом и многом другом — в беседе с Дмитрием Кожановым, депутатом Законодательного Собрания по партийному округу № 13 (Соликамский и Александровский муниципальные округа), членом фракции КПРФ.

Отвечая на вызовы времени

  — Дмитрий Дмитриевич, краевой парламент рассмотрел в окончательном варианте закон «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Какой сценарий взят за основу? Каковы параметры бюджета?

  — Начну с параметров. Возьму только бюджет на 2023 год. Согласно подготовленному законопроекту, плановый объём доходов в следующем году составит 206,4 миллиарда рублей, а объём расходов — 233,4 миллиарда. Плановый дефицит утвержден в размере 27 миллиардов рублей, что составит 13,8 процента к объёму собственных доходов краевого бюджета. Минфин на презентации бюджета в комитетах неоднократно подчёркивал, что впервые в истории доходная часть бюджета запланирована в объёме, превышающем 200 миллиардов рублей. Это большая цифра и большая ответственность. Особенно на фоне публичных заявлений некоторых коллег по парламенту, что бизнес в нашей стране с марта живёт по-другому, и в следующем году налог на прибыль вряд ли будет поступать в региональную казну в тех же объёмах.

 Сразу скажу, что я не экономист. Считаю такой прогноз социально-экономического развития, на базе которого верстался бюджет Пермского края на ближайшую трёхлетку, нормальной реакцией государства на геополитические вызовы. С точки зрения политики это правильно. Сейчас не время для паники и криков «всё пропало!», не время для сворачивания социальных программ и бюджетов развития. А наполнять казну можно по-разному. К примеру, продавать непрофильное имущество и активы, на чём активно зарабатывают муниципалитеты. В разрезе краевого бюджета этот механизм практически не используется. В будущем году прогнозируемые доходы по данной статье составят всего 33,5 миллионов рублей. Есть вариант привлечения финансовых инструментов. Правительство планирует выпустить облигации, заняв семь миллиардов рублей сроком до пяти лет.

Потребность в инфраструктурном развитии

  — В нашем прошлом интервью вы говорили, что расходная часть бюджета свёрстана добротно, социальная ориентированность бюджета сохранена. Тогда почему фракция КПРФ не поддержала этот законопроект?

  — Действительно, социальная ориентированность бюджета, когда на образование, здравоохранение и социальную защиту запланировано более 70 процентов казны, сохранена. Но ведь это не единственный параметр, по которому депутаты оценивают бюджет будущего года. Я член КПРФ и был выдвинут на выборы своей партией. Мы шли с предвыборной программой, где обещали своим избирателям защиту от инфляции, удержание тарифов на услуги ЖКХ, поддержку промышленности и другие важные вещи. Я избран депутатом по региональной группе, которая находится в границах 13-го избирательного округа и включает в себя Александровский и Соликамский округа. Поэтому у меня есть обязательства и по реализации партийной программы, и по решению актуальных проблем в своём избирательном округе. Их я продвигаю, их ищу в бюджете, на них ориентируюсь при голосовании.

  К примеру, в бюджет заложена индексация стоимости питания на 16,6 процентов, мер социальной поддержки населения и стипендий — на 6,1 процента, увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы — также на 6,1 процента. Если по питанию всё нормально, то остальная индексация недостаточна: инфляция выше предложенного уровня, как минимум, вдвое. Наша фракция считает такую индексацию несправедливой. Особенно на фоне уже второго за год повышения тарифов на ЖКХ. Да, региональное правительство обещает в следующем году вернуться к теме индексаций социальных выплат и пересмотреть их, исходя из реальной инфляции. Очень надеюсь, что оно не забудет о своём обещании, уже в первом квартале всё посчитает и выйдет с поправками в бюджет, а наша фракция дружно проголосует «за».

  — Бюджет развития вас устраивает? Стройки поддерживаете?

  — К бюджету развития тоже есть вопросы. Большинство крупных объектов, запланированных на 2023 год, расположены в Перми. Это и многофункциональный студенческий кампус, и онкологический центр, и Пермская краевая инфекционная больница. Не забыты объекты, строительство которых происходит в рамках концессионных соглашений: пермский зоопарк и спортивная арена в Дзержинском районе Перми. Рад за столицу Прикамья, преображающуюся к своему 300-летнему юбилею. Рад за пермских депутатов, которые держат руку на пульсе и работают на благо своих избирателей. Но ведь не только Пермь нуждается в инфраструктурном развитии. Хочется уже как-то высказаться в защиту отдалённых территорий, в пользу местной повестки.

  Давайте возьмём мой округ. Из года в год соликамцам обещают бассейн «Олимпиец» в Боровске, стадион возле 12-й школы, дорожную развязку на Карналлитово и здание пожарной части на Клестовке. По Александровску ещё в бытность министром ЖКХ Александром Шицыным были приняты решения по строительству автономной модульной котельной, по выкупу у машзавода сетей водоснабжения и водоотведения. Всё это надо реализовывать, не откладывая в долгий ящик. Хорошо, в 2023 году всё уходит на Пермь. Ладно. Юбилей. Но своих объектов я не нашёл ни в планах на 2024 год, ни — на 2025. Как мне голосовать? Ответ же очевиден.

Дорожники бьют рекорды

-Нынче на пленарном заседании министерство транспорта отчитывалось об эффективности освоения средств Дорожного фонда Пермского края. Как вам результат работы? Министр заслуживает благодарности?

  — Сергея Вешнякова министром транспорта назначили совсем недавно. По сути, он отчитывался за работу своего предшественника. Но в целом министерство ещё со времён Николая Уханова улучшает показатели своей работы, а нынче они вообще бьют рекорды. Приведу лишь несколько цифр. Объём дорожного фонда в 2022 году увеличился по сравнению с 2021 годом с 18,9 миллиардов рублей до 30,4 миллиардов. На сорок с лишним процентов! Ожидаемое исполнение по итогам этого года составит 30,1 миллиарда рублей, что ниже плана на 300 миллионов. Недоисполнение на 1 процент — в рамках погрешности. Особенно на фоне катастрофических провалов на объектах минстроя, где недоосвоение бюджетов в 40-50 процентов уже давно никого не удивляет. Сергей Валерьевич унаследовал хорошее министерство. Надеюсь, у него всё получится.

Теперь конкретика. По информации минтранса, в минувшем сезоне построено и реконструировано более 16 километров автомобильных дорог, отремонтировано, в том числе капитально — более 760 километров. Дорожными работами охвачен весь край. В моём округе реконструируется самый протяжённый объект на территории региона — дорога Кунгур-Соликамск. Причём, работы на участке Березники-Соликамск уже завершены, ездил по этому четырёхполосному отрезку. Просто отлично! Полагаю, и другие участки будут выполнены с таким же качеством. Радует, что идёт не просто реконструкция самой дороги, но и обустраиваются заезды. В частности, заключён контракт на выполнение работ по реконструкции улицы Мичурина в Соликамске. Это доведёт участок трассы Березники-Соликамск непосредственно до городской застройки и обеспечит выезд на обход Соликамска.

Знаком с этим проектом. Там запланировано спрямление отдельных участков, расширение земляного полотна и проезжей части, замена инженерных коммуникаций, переустройство пересечений и примыканий. Проектом также предусмотрено, что параллельно существующей дороге построят новую трассу. Это позволит организовать круговую развязку. Благодаря такому решению «старая» улица Мичурина будет выполнять роль бокового проезда и обслуживать предприятие СКРУ-2, поликлинику, АЗС и пожарную часть. Стоимость контракта 883,3 миллиона рублей. Планируемый срок выполнения работ — с 20 декабря 2022 года по 19 августа 2024 года. Я оптимист и верю, что строители не подведут, а соликамцы получат отличную дорогу, удобные транспортные развязки, заезды и проезды.

Перекосы надо устранять

  — Вы всё время уточняете, что представляете интересы отдалённых территорий Прикамья. Это какая-то отдельная тема?

  — Я и в самом деле депутат из глубинки. Живу в посёлке Лытвенском Александровского округа, знаю проблемы отдалённых территорий. Окраины, местная муниципальная повестка — это, действительно, отдельная большая тема. Мы её периодически обсуждаем на заседаниях депутатского комитета по госполитике и местному самоуправлению. Ведь при распределении денежных средств из вышестоящих бюджетов — будь то субсидии или софинансирование проектов — перекос всегда идёт в сторону Перми и Березников. Да, ничего лучше подушевого принципа распределения благ не придумали, но явные перекосы надо устранять.

Конкретный пример. В краевом бюджете есть дотация на стимулирование роста собственных доходов муниципалитетов. Что-то около 335 миллионов рублей в год. Это двухуровневая поддержка. На первом уровне поддержку получают все муниципалитеты, где есть рост собственных доходов бюджета на душу населения по сравнению с прошлым годом. На это идёт 50 процентов от суммы дотации. На втором уровне дополнительную поддержку получают только те муниципалитеты, где рост доходов бюджета выше среднекраевого уровня. На это идут остальные 50 процентов. В результате 70 процентов этой дотации забирают четыре самых крупных муниципалитета. Краевому центру, как муниципалитету с самыми высокими экономическими показателями и самым больших количеством населения, уходит более 200 миллионов рублей. Два самых слабых — Кизеловский и Александровский округа — не получают ничего, потому что у них доходные части падают. Остальным тридцати семи муниципалитетам размазывают дотацию тонким слоем, в пределах миллиона-полтора.

— Может, всё логично и поддерживать надо муниципалитеты с сильной экономикой?

  — У Соликамска тоже сильная экономика, но дотацию он получает очень скромную. А у Александровска экономика слабая, потому что градообразующее предприятие — Александровский машзавод — очень долго находилось в руках не того собственника. На это изнутри муниципалитета никак не повлиять. Каркас экономики региона зафиксирован. Требования к получению субсидии выстроены так, что перейти из одной категории получателей дотации в другую практически нереально. И это нивелирует стимулирующую составляющую. Главы — прагматики, они не будут тратить время на то, что не обещает прорыва.

Мы на комитете по госполитике ещё весной обсуждали вариант: оставлять победителю, который заранее определён, 30 процентов от всего объёма дотации, а 70 — распределять между муниципалитетами, которым не так повезло с географией. Тогда вице-премьер Ольга Антипина, министр финансов Екатерина Тхор отнеслись к нашему предложению с интересом и обещали его рассмотреть. Чуть позже эта тема всплыла в докладе председателя Совета муниципальных образований Пермского края Константина Лызова «О состоянии местного самоуправления и муниципальных образований Пермского края в 2021 году». В рекомендациях правительству был пункт, который повторяет наше предложение по распределению этой дотации. И нынче мне не терпелось увидеть новую редакцию закона «О межбюджетных трансфертах» с нашими поправками. Но, увы, наша идеология в итоговый законопроект не вошла. Вопрос был снят с контроля и в моём депутатском комитете.

  — Это уже точка? Или вы будете продолжать работать по этой теме?

— Буду продолжать, потому что тема многогранная и долгоиграющая. Ведь, помимо дотации на стимулирование к росту собственных доходов бюджета, с 2023 года в Пермском крае вводится ещё одна дотация — на стимулирование муниципальных образований к росту численности самозанятых граждан. Постановления, в котором будет определен принцип распределения средств между муниципальными образованиями, пока не видел. Но если будет использоваться показатель численности самозанятых, то полагаю, что большая часть и этой дотации тоже отойдёт краевому центру.

Сама тема стимулирующих дотаций для муниципалитетов, безусловно, правильная. Мотивировать местные власти к росту доходов бюджетов и увеличению экономически активного населения в территориях надо. Но суммы дотаций должны быть ощутимее. Как это сделать? Увеличить общий объём? Или изменить методику, перетянув часть бюджетного одеяла с мегаполиса на муниципалитеты, расположенные за чусовским и камским мостами? Будем думать. Возможно, в сотрудничестве с Советом муниципальных образований Прикамья.

 Грядёт время отчётов

  — На слуху вопрос о запрете для краевых депутатов иметь счета в иностранных банках. Это какая-то новая антикоррупционная кампания или что-то другое? Как вы это пережили?

  — Пережил нормально. Счетов в иностранных банках у меня нет. И это не кампания. Просто краевой закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края» приводят в соответствие федеральным законодательным актам последнего времени. На ноябрьской пленарке была принята его новая редакция.

Начну с позитивного момента. С 1 января 2023 года все депутаты краевого парламента, вне зависимости от того, работают ли они в Заксобрании на постоянной основе или без отрыва от своей основной профессиональной деятельности, будут автоматически замещать государственную должность. Как министр, председатель правительства или губернатор. Это статус. Хорошо для анкеты. Но госдолжность накладывает массу ограничений, в том числе — запрет для депутата и членов его семьи иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Негативный момент: в статью 7 закона «О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края» внесены корректировки. Встречи депутата с избирателями проводятся в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. То есть о встречах с избирателями депутат должен уведомлять муниципалитет не позднее, чем за 10 дней до запланированного проведения этой встречи. В каждом муниципалитете будет составлен перечень мест возможных встреч депутатов с избирателями. Депутат будет нести полную ответственность за всё происходящее на его встречах.

Новые требования вызвали недоумение у всех парламентских фракций. Сошлись во мнении, что это сильно осложнит депутатскую работу. Мы с коллегами попросили аппарат Заксобрания подготовить методичку, что можно делать депутату, а чего — нельзя.

— А что в этих требованиях негативного?

— Много бюрократических нюансов и юридических рисков. Если, к примеру, на встрече с избирателями провокаторы устроят ЧП, то за него будет отвечать депутат. Что случись, пойдёт под суд и лишится мандата.

Закон есть закон. И я, конечно же, встроюсь в новый формат. Сейчас вместе с помощниками готовим списки мест в Соликамском и Александровском округах, которые наибольшим образом подходят для общения с избирателями. Ни одна из запланированных нами встреч отменяться не будет. Скоро закончится год. Грядёт время отчётов.

Иван АЛЕКСАНДРОВ

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Голосование

Довольны ли Вы своим местом работы?

Наши проекты

Выставка собак "Город ДОГ" и дресс-шоу "Лучший напарник"
Выставка кошек "Город КИС"
Голос город Соликамск