ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА

12:15
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА

Законопроект «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» готовится к рассмотрению во втором чтении

 Осенняя повестка регионального парламента традиционно выстроена вокруг принятия главного финансового документа на ближайшую трёхлетку. Законопроект «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» был рассмотрен и принят Законодательным Собранием в первом чтении ещё 20 октября, в редакции, подготовленной краевым правительством. Сейчас к работе с бюджетом подключаются депутаты, подавая поправки и предложения в соответствующую рабочую группу. В окончательном варианте закон будет рассмотрен 24 ноября, на последнем в уходящем году пленарном заседании краевого парламента. Каковы основные параметры главного финансового документа? На чём будет зарабатывать региональная казна? Какие расходы станут приоритетными? Как можно улучшить бюджетный законопроект? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Кожанов, депутат Законодательного Собрания Пермского края по избирательному округу № 13, член фракции КПРФ.

СЕЙЧАС НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПАНИКИ

  — Дмитрий Дмитриевич, закон «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» был принят в первом чтении на октябрьском заседании краевого парламента. Изменились ли подходы в связи с санкциями в отношении производителей-экспортёров?

  — Двадцатого октября мы рассмотрели в первом чтении законопроект о бюджете на ближайшую трёхлетку. Казалось бы, обычная практика — бюджет отрабатывается и дорабатывается ежегодно, при этом не только в октябре-ноябре, но и в течение всего следующего года. Практически каждый болеющий за свой округ депутат пытается протолкнуть ту или иную инициативу, принести в «свою» территорию лишнюю копейку. Добавьте к этому партийные приоритеты народных избранников и вы сразу поймёте, что такое обсуждение и принятие бюджета в условиях полярных политических позиций и разных взглядов на территориальное развитие региона.

  Однако нынче, как вы понимаете, всё по-другому. Другая обстановка, другие приоритеты, другие реалии. Мобилизация в широком смысле этого слова. Далеко не все из нас смотрят в будущее оптимистично. Почти наверняка в следующем году могут возникнуть риски, связанные с международной торговлей отечественной продукцией. При самом негативном прогнозе могут пострадать и калийщики, и нефтяники, что, разумеется, незамедлительно скажется на региональном бюджете. Тем не менее, федеральные власти и краевое правительство дают оптимистичные прогнозы социально-экономического развития. На их базе и верстался главный финансовый документ на 2023-2025 годы.

  Считаю оптимистичный прогноз нормальной реакцией государства. Сейчас не время для паники. Не думаю, что переход экономики страны на военные рельсы, сворачивание всех инфраструктурных проектов и социальных программ в угоду международной политике будет правильным решением. Регион живёт и работает, люди решают свои обычные проблемы.

ОБЛИГАЦИИ НА СЕМЬ МИЛЛИАРДОВ

Каковы основные параметры бюджета? На чём регион планирует зарабатывать?

— Далеко уходить не буду, остановлюсь только на будущем финансовом году. Цифры дам в сравнении. В2023-м собственные доходы Пермского края составят 214,4 миллиардов рублей, что выше показателя предыдущего года почти на 18 процентов. Наибольший удельный вес в налоговых и неналоговых поступлениях в краевой бюджет в 2023 году занимают: налог на прибыль организаций — 42,6 процента (в 2022-м — 46 процентов), налог на доходы физических лиц — 27,2 процента (в 2022 г. — 26,7 процента), налог на имущество организаций — 9,4 процента (в 2022 г. — 7,8 процента), акцизы — 7,5 процента (в 2022 г. — 8 процентов), а также налоги на совокупный доход — 6,7 процента (в 2022 г. — 7 процентов). Как видим, провалов в налоговых сборах не ожидается, лишь небольшая коррекция внутри общего объёма.

  Бюджет Пермского края будет пополняться не только за счёт налоговых поступлений, но и благодаря реализации материальных и нематериальных активов. Однако в 2023 году от продажи имущества казны планируется выручить всего 33,5 миллиона рублей. А на 2024-2025 годы поступления по этой статье в доходную часть бюджета не прогнозируются вообще. Одни инструменты бюджетной политики теряют актуальность и становятся историей, другие появляются. Правительством нынче предложен новый источник компенсации дефицита бюджета: в 2023 году предусмотрен выпуск облигационного займа Пермского края в сумме 7 миллиардов рублей на срок до пяти лет. Кто и как сможет приобрести эти облигации, сказать пока трудно. Всё будет зависеть от состояния рынка.

  Несмотря на тревожную обстановку в стране, в Пермском крае продолжают действовать 66 видов налоговых вычетов и преференций. Более того, в 2023 году ожидается рост — их число увеличится ещё на 6 пунктов.

ИНДЕКСАЦИЯ И ИНФЛЯЦИЯ

  — Расходная часть бюджета всегда вызывает интерес. Сколько, чего и куда будет тратиться?

  — Тоже возьму только 2023 год. Расходная часть бюджета имеет, в основном, социальную направленность. Из 14 государственных программ самыми затратными остаются: «Образование и молодёжная политика» — 52,6 миллиарда рублей, «Социальная поддержка жителей Пермского края» -  40,3 миллиарда и «Качественное здравоохранение» — 37,6 миллиарда рублей. Согласно пояснительной записке, представленной правительством Пермского края к проекту бюджета, планируется индексация стоимости питания на 16,6 процента, мер социальной поддержки населения и стипендий — на 6,1 процента, увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы — также на 6,1 процентов. Заявленный уровень индексации пока не окончательный. Нас заверили, что он будет скорректирован в 2023 году исходя из темпов инфляции.

  Также увеличатся расходные обязательства по программам развития культуры и спорта, вырастут расходы на градостроительную и региональную политику. Наибольший рост отмечается по программе «Развитие транспортной системы»: в 2023 году они составят 37,4 миллиарда рублей, что почти на 11 миллиардов больше, чем в 2022-м! Рост — 41,6 процента! Часть из этих средств будет направлена на дороги в краевом центре, который готовится к 300-летнему юбилею, часть — на приведение в нормативное состояние дорог местного значения, переданных в ведение региона. Надеюсь, что дорога по улице Братьев Давыдовых, на состояние которой жалуется уже второе поколение жителей Александровска, войдёт в эту программу и будет отремонтирована.

  Традиционно масштабны расходы краевого бюджета на капительное строительство. Большинство крупных объектов, запланированных на 2023 год, расположены в Перми. Это и многофункциональный студенческий кампус, и онкологический центр, и Пермская краевая инфекционная больница. Не забыты объекты, строительство которых происходит в рамках концессионных соглашений: пермский зоопарк и спортивная арена в Дзержинском районе Перми. Отрадно за столицу Прикамья, преображающуюся к своему 300-летнему юбилею. Надо сделать этот рывок, а после завершения юбилейных торжеств вернуться в муниципальную повестку.

В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОВЕСТКЕ

  — Что не так с муниципалитетами? Какую помощь они могут получить из краевого бюджета?

  — Всё так. Не только Пермь, но и отдалённые муниципалитеты тоже нуждаются в инфраструктурном развитии. Если часть проектов моего избирательного округа не вошла в бюджет 2023 года, то требует включения хотя бы в бюджет 2024-2025 годов. Из года в год соликамцам обещают бассейн «Олимпиец» в Боровске, стадион возле 12-й школы, дорожную развязку на Карналлитово и здание пожарной части на Клестовке. По Александровску ещё в бытность министром ЖКХ Александром Шицыным были приняты решения по строительству автономной модульной котельной, по выкупу у машзавода сетей водоснабжения и водоотведения. Всё это надо реализовывать, не откладывая в долгий ящик.

  Да, было время, когда у каждого главы в рамках краевого бюджета имелся свой толстый кошелёк и варианты его освоения. Благодаря ему в Александровске в своё время был построен крытый ледовый стадион «Алекс-арена». Сейчас те механизмы — в прошлом. Мы постепенно отходим от инструмента под названием «единая субсидия». Все инфраструктурные объекты — через программу «Пермский край — комфортный край». Теперь муниципалитетам необходимо всегда иметь под рукой готовые проекты по самым актуальным проблемам. Правительство Прикамья обещает, что все средства будут расходоваться равномерно. В качестве пилотного проекта на 2023 год — отремонтировать в каждом муниципалитете Пермского края по одному школьному двору. В таком же формате с 2024 года начнётся работа по другим направлениям — дорожному строительству, социальной инфраструктуре и так далее.

  Интересным фактом является введение дотации для муниципальных образований к увеличению численности самозанятых граждан и поступлений налога на профессиональный доход в сумме 262 миллионов рублей. Предполагается, что данная мера позволит увеличить собственные доходы муниципалитетов. Помимо этого, продолжается стимулирование округов к росту собственных доходов, ежегодно на эти цели из бюджета выделяется свыше 300 миллионов рублей. К моему глубокому сожалению, одна из территорий моего избирательного округа — Александровский муниципальный округ — в текущем году не получила по этой статье ни копейки. Подушевой доход на моей малой родине за год снизился. Очень надеюсь на возрождение Александровского машзавода, который набирает персонал и потихоньку восстанавливает портфель заказов.

КЕЙСЫ ПОД ПРИЗЫВ И МОБИЛИЗАЦИЮ

  — Одна из самых «горячих» тем — социальная защита мобилизованных. Вроде с параметрами помощи со стороны края правительство и депутаты уже определились. Какие расходы по этим статьям заложены на следующий год?

  — Да,сегодня краевые власти помогают мобилизованным и их семьям, подключив ресурсы краевого и муниципальных бюджетов. Единовременная денежная выплата в размере 100 тысяч рублей, бесплатное питание в школах для детей мобилизованных, адресная бытовая и социальная помощь. Кому-то деньгами, кому-то дровами, кому-то лекарствами. Всё это есть в текущем режиме. Однако в бюджете будущего года средств по линии помощи мобилизованным и их семьям пока не заложено, цифр нет. Это объясняется тем, что проект бюджета формировался ещё до начала частичной мобилизации, к первому чтению цифры просто не успевали посчитать. Ждём поправок от губернатора и правительства. А если не будет, то внесём свои.

 Фракция КПРФ единогласно выступает за расширение существующих мер поддержки мобилизованных жителей Пермского края, а также предприятий оборонной промышленности на территории Прикамья. В нашем партийном портфеле есть уникальные кейсы. К примеру, соликамская первичка КПРФ организовала курсы военной подготовки для тех, кто готовится к призыву в армию или к мобилизации. Привлекла к этому делу местных ветеранов боевых действий. Хорошо бы распространить такой опыт на весь Пермский край и обеспечить его грантовой поддержкой. Ждать, когда в школы вернут уроки начальной военной подготовки, слишком долго и не факт, что они будут эффективными. А ветераны боевых действий — вот они, есть в каждом муниципалитете и с радостью поделятся своим опытом. Уверен, что коллеги в Законодательном Собрании к подобным предложениям отнесутся, как минимум, с интересом.

ДЕРЖИМ РУКУ НА ПУЛЬСЕ!

  — А сейчас блиц-вопросы. Каковы, на ваш взгляд, плюсы рассматриваемого бюджета?

  — Главный плюс — как и в прошлые годы, бюджет остаётся социально ориентированным. Расходы социальной направленности в общей структуре бюджета составляют свыше 70 процентов. Как всегда, приоритет за образованием, медициной и социальной сферой. Индексируются расходы, связанные с социальными выплатами и стипендиями, заработной платой работников бюджетной сферы. Опережающими темпами продолжится догазификация и расселение людей из ветхого и аварийного жилья.

  В проекте закона о бюджете Пермского края на 2023 год предусмотрен рост межбюджетных трансфертов, предоставляемых органам местного самоуправления Пермского края, на 10 процентов — по сравнению с бюджетом на 2022 год. Их объём составит 75,3 миллиарда рублей. Это почти треть общего объёма расходной части бюджета.

  — Какие минусы у текущей редакции бюджета?

  — Трудно не согласиться, чтоиндексация производимых выплат является недостаточной. Мы прекрасно видим, что темпы инфляции на конец текущего года значительно выше ожидаемых значений. Кратно выросли расходы на услуги ЖКХ, продукты питания, проезд в общественном транспорте. Надеюсь, что в следующем году мы вновь проиндексируем эти расходы на должном уровне, чтобы каждый житель Пермского края чувствовал себя хоть немного увереннее и защищённее.

  Не до конца понятна политика в отношении муниципалитетов. В этом году транспортный налог начал поступать не в местные бюджеты, а сразу в краевой. Обратно возвращается лишь часть в виде субсидий. Указанный налог был заменён на УСН (налог на профессиональный доход для самозанятых). Разумеется, объёмы этих поступлений значительно разнятся. Здесь же скажется отмена, так называемой, единой субсидии. Вероятно, ситуация как-то прояснится при рассмотрении бюджетов муниципальных образований, которые пройдут в ноябре-декабре. От нас же необходимо «держать руку на пульсе» и незамедлительно отрабатывать возникающие трудности.

  Несколько смущает также снижение расходной части по госпрограмме «Развитие информационного общества». По словам министра финансов Пермского края Екатерины Тхор, данная позиция связана с недостаточными темпами импортозамещения необходимого оборудования. Остаётся лишь надеяться, что эта ситуация сдвинется с мертвой точки, и мы продолжим цифровизацию нашего региона в полной мере.

  НАШИ ПРОГРАММНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  — Фракция КПРФ в краевом парламенте, если иногда ещё поддерживала бюджет в первом чтении, то во втором всегда была против. Какова позиция будет сейчас?

— Рабочая группа по доработке бюджета ко второму чтению соберётся на днях. Поправки я ещё не видел. На фракции мы их не обсуждали, поэтому говорить о позиции пока рано. Наши программные предложения остаются прежними: достойная поддержка жителей Пермского края, развитие крупных промышленных предприятий, снижение или полная заморозка тарифов на оплату услуг ЖКХ. Принципиальной для нас является тема поддержки мобилизованных земляков и их семей. Если в бюджете Пермского края появятся указанные пункты, то я не сомневаюсь, что такую редакцию закона наша фракция поддержит единогласно.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА 0ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА 1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Голосование

Довольны ли Вы своим местом работы?

Наши проекты

Выставка собак "Город ДОГ" и дресс-шоу "Лучший напарник"
Выставка кошек "Город КИС"
Голос город Соликамск