Мимо беды не пройдёт

13:55
Мимо беды не пройдёт

Открытый и добрый, желающий всем помочь. Вы не так представляете себе опытного полицейского? Значит, вы ещё не знакомы с Игорем Фирсовым. За годы службы он видел многое, но до сих пор не приемлет жестокость. Он – пример для многих школьников и верный товарищ для коллег и друзей. Накануне Дня полиции мы встретились с Игорем Владимировичем, чтобы расспросить про жизнь, а разговор получился о людях, технологиях и, в буквальном смысле, уникальных следах.       

— Я, как зубр, в нашем подразделении: единственный из ныне действующих, кто носил галифе и хромовые сапоги. Кстати, та форма, мне кажется, интереснее – ткань натуральная, да и смотрелся я в ней лучше, — улыбается он, отвечая, на мои расспросы. – Хотя, может, просто постарел…

Игорь Фирсов со свойственной ему прямотой и самоиронией отвечает на любой вопрос  такой фразой: «Я какой есть, такой и есть, со всеми положительными и отрицательными сторонами». Последних, кстати никто не замечал за всю долгую трудовую деятельность сотрудника правопорядка.

Сегодня за плечами эксперта криминалистического подразделения межрайонного отдела МВД России по Соликамскому городскому округа Игоря Фирсова 29 лет службы сначала в милиции, а потом – в полиции. Мечтать о чём-то с детства – это не про него. Если что решит или скажет – обязательно сделает. И не только для себя и своих близких. Любой может быть уверен: слово Фирсова – кремень. Дал – сдержит.

В общем, о службе в органах не мечтал, а вот помогать людям хотел всегда. Он и сегодня не пройдёт мимо чужой беды и очень переживает, если помочь не удалось.  А в юности ему хотелось спасти весь мир, поэтому после окончания школы отправился учиться в Соликамское медицинское училище, которое, кстати, успешно окончил. После этого Игоря Фирсова призвали в ряды Вооружённых сил России. И эта служба изменила его.

— Пацаном ушёл, а вернулся взрослым, — вспоминает годы службы Игорь Владимирович. – Научился ценить жизнь, родителей. Многое осознал и по-другому посмотрел на обыденные вещи. А вернулся, решил идти в милицию работать. Сначала шесть лет служил во вневедомственной охране, за это время отучился в Нижегородском филиале академии МВД РФ, а потом уже и в отдел пришёл. Хотел сразу в уголовный розыск, но вакантных мест не было. Поэтому устроился в следствие, где проработал три года.

Большую роль в судьбе Игоря Фирсова сыграл Юрий Смирнов, который в ту пору был начальником экспертного подразделения. Именно он, узнав, что молодой сотрудник интересуется историей и развитием оружия – огнестрельного и холодного – решил использовать его увлечение и знания в работе и позвал его в свой отдел экспертом-балистом. 

— Время было непростое: конец 90-х, начало двухтысячных, — вспоминает сегодня эксперт. – Вал оружия. Высокий уровень преступности. Много поддельных денежных знаков и ценных бумаг – тогда я взял на себя и эту линию. Сегодня гораздо спокойнее на улицах города, и это не может не радовать.

Технологии на службе у закона

— Нам постоянно приходится учиться, — рассказывает мой собеседник. – Преступный мир не стоит на месте: придумывает новые способы отъёма денег у граждан, использует прогрессивные технологии, орудия, которые ранее были неизвестны. Мы должны пресекать, а поэтому не можем плестись в хвосте.

Игорь Фирсов рассказывает, как начинал работать на печатной машинке, а на преступление выезжал с плёночным фотоаппаратом.

— На улице – мороз. Всё отснял, зафиксировал. Приезжаю проявлять плёнку, а она от низких температур лопнула в катушке: половина заснята, а половина – нет, — вспоминает он свой первый выезд – резонансное тройное убийство в Чертеже. – Понимаю, что от меня зависит многое: для расследования необходима иллюстрация места преступления.

«Ничего не выйдет», — мог сказать любой. Но только не Фирсов. Он нашёл видеозапись и тогда додумался, что можно с неё отпечатать снимки. Помаялись, конечно, но задача была выполнена.

Сегодня в арсенале эксперта и зеркальная профессиональная фотокамера, и офисная техника. Всеми гаджетами он овладевает самостоятельно. Новым технологиям учится у коллег и правонарушителей.

По словам Игоря Владимировича, и у преступников было чему поучиться. Многие из них — настоящие специалисты: могли вскрыть бронированные двери, не повредив замок. Эксперты договаривались с операми: преступник демонстрировал своё умение. Полученные знания милиционеры брали на вооружение: предупреждали новые правонарушения, выявляли преступников высокого уровня.

— Сейчас таких уже нет: злодеи предпочитают взломать ломом, силой проникнуть, забрать, зачастую в состоянии алкогольного опьянения, — рассказывает действующий эксперт. – Но в целом уровень преступности снизился: о том, что когда-то на улице срывали шапки, снимали одежду, обувь, вырывали сумки, теперь помнят только старожилы. Конечно, сегодня и возможности работы у нас другие. Взять те же камеры видеонаблюдения в магазинах и общественных местах. Они нам хорошо помогают. Думаю, это хорошая профилактика правонарушений.

С чемоданом и фотоаппаратом

Сегодня в должностные обязанности Игоря Фирсова входит помощь при осмотре места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, работа в составе следственно-оперативной группы при совершении тяжких и особо тяжких преступлений, обнаружении неопознанных трупов, кражах, грабежах, разбоях, а также обнаружение холодного и огнестрельного оружия, изъятие следов пальцев рук и обуви и их фиксация.

Орудия труда эксперта – это его чемоданчик, в котором – множество инструментов и приспособлений, начиная от канцелярского скотча и заканчивая мелкодисперсными порошками.

Не забывает Игорь Владимирович сказать тёплые слова и в адрес коллег-криминалистов. У каждого из них своё направление. Кто-то специализируется на технологиях, кто-то разбирается в экспертизе документа, есть подчерковед и «технарь». Но все они – профессионалы, преданные своему делу.

— Говорят, полицейские живут на работе? – спрашиваю у опытного эксперта.

— Да. Многие. Особенно оперуполномоченные, следователи, дознаватели. Нам, экспертам, иногда дают уйти домой, чтобы ночью забрать, — полушутя-полусерьёзно отвечает он. – А, если серьёзно, все работают, не считаясь со временем. Для каждого важно раскрыть преступление, чтобы преступник понёс заслуженное наказание. Если я что-то сделал для этого, при помощи выявленных мною следов, были восстановлены все обстоятельства правонарушения, то считаю, что всё не зря.

Охота без крови

О работе Игоря Фирсова можно говорить много. За почти 30 лет накоплен большой опыт, которым он с радостью делится с коллегами. С удовольствием ходит на встречу со школьниками, рассказывает о своей работе, отвечает на их вопросы. Для многих он становится примером для подражания, и просит их только об одном: не сворачивать с законного пути, чтоб не встретиться на месте совершённого преступления.

— Я видел многое. Но до сих пор самое страшное для меня – смерть детей. Когда сталкиваешься с ней, порой просто разрывает изнутри, — признаётся он. – Мы – все люди. Да, подчас бравируем на выездах, хотим показать, что крепкие, непробиваемые. Но всё оставляем в душе, проводим через себя. И залечить это потом очень сложно. 

«Лечится» Игорь Фирсов природой. Охота, рыбалка, водный и горный туризм. Хотя каждый выход на природу для него – это наблюдение за поплавком, физические нагрузки и эмоциональная разгрузка.

— Я редко на охоте стреляю – слишком часто вижу смерть, чтобы уносить жизнь, — рассказывает он. – Больше проверяю себя на выносливость, успокаиваю нервы.

Есть у него и ещё одна радость – две дочки-красавицы, к которым отец готов прийти на помощь в любое время дня и ночи. Он любит их, гордится ими и очень рад, что они посвятили себя вполне мирным профессиям.

— А у меня скоро – пенсия, — заключает он. – Хочу посвятить себя охране природы – поработать егерем, к примеру, — делится он планами. – А отдыхать на диване – это не моё. Механизм должен работать. Иначе это уже не механизм.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Голосование

Довольны ли Вы своим местом работы?

Наши проекты

Выставка собак "Город ДОГ" и дресс-шоу "Лучший напарник"
Выставка кошек "Город КИС"
Голос город Соликамск