«Я хочу вылепить и написать всё, что знаю…»
Эти слова принадлежат известному пермскому художнику и скульптору Рудольфу Веденееву, и они же легли в основу названия выставки, которая на прошлой неделе открылась в одном из залов Художественного музея.
– Экспозиция посвящена 80-летию со дня рождения Рудольфа Борисовича и была открыта ещё весной 2019-го года в музее-заповеднике истории политических репрессий «Пермь-36», – рассказывает научный сотрудник Соликамского краеведческого музея, куратор выставки Надежда Войтас. – До того, как картины прибыли в Соликамск, они выставлялись в Чердыни и Красновишерске. В нашем городе выставка продлится до конца октября.
На протяжении всей своей жизни Рудольф Веденеев работал над темой политического террора, жертвой которого, он был сам. В 1970 году, будучи студентом исторического факультета ПГУ, его осудили за чтение и хранение запрещённой литературы. Итог – три года лишения свободы в колонии строго режима.
Отбывая наказание, пилил лес и грузил вагоны в Кизеллаге. Амнистия в честь 50-летия образования СССР (в декабре 1972 года) немного сократила срок заключения. И только после этого Рудольф Веденеев исполнил свою мечту: поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. Но путь овладения любимой профессией не был лёгок для художника: и здесь ему пришлось пройти через многие испытания судьбы.
Размышления о временах репрессий в последующие годы занимали важное, а затем и основное место в работе художника и скульптора. Сохранение памяти о ГУЛАГе, об осуждённых по политическим соображениям и репрессированных, Рудольф Борисович считал делом личным: «Я вижу в этом свой долг художника, я знаю эту проблему изнутри и хочу воздать память всем жертвам тоталитаризма».
Комментарий:
Артемий ВЕДЕНЕЕВ, сын Р.Веденеева:
– Мой отец, которому весной этого года исполнилось бы 80 лет, очень любил Соликамск, часто бывал в этом городе. Он принимал участие в открытии мемориальной доски (сам её изготовил) памяти писателя Варлама Шаламова, которая появилась на наружной стене Свято-Троицкого мужского монастыря в июле 2005 года. И вот сегодня в городе обосновались его картины, среди которых «Ангел этапа». Эта работа является самой знаковой. Острая необходимость иметь хоть какую-то защиту вызвана состоянием многих незаслуженно осуждённых людей.